Безопасности движения.
На трассе
Прежде всего внимание. внимание ко всему на трассе. Сколько гибнет людей от невнимательности и к чему это приводит – не хочу писать. Отслеживайте все что происходит на дороге.
Смски и чаты – все это отвлекает от дороги. Личный негативный опыт показывает, что это повышение ненужного нам риска.
Соблюдайте правила дорожного движения. Это очень сэкономит ваш бюджет на штрафах и общении с сотрудниками органов и самое важно – снизит вероятность возникновения аварий и происшествий. Едьте так, как вам комфортно, в большинстве случаев машины для путешествия мало приспособлены для перемещения 150 км/ч по дорогам общего пользования. Чаще вижу 90-110 км/ч, что вполне вписывается в ПДД и является комфортной скоростью.
Сон
После ПДД это самое важное. Усталость подкрадывается не сразу, мозг снижает активность постепенно. Сначала вы теряете внимательность, потом начинаете медленно реагировать на события. Вы близко к отключению. Дальше вы начинаете замечать, что засыпаете на ходу. Моргнули и отключаетесь. Все, вы в шаге от полного выключения. Как только возникают первые признаки усталости – ищите место для временной стоянки. Это должен быть хорошо освещенный участок трассы, предпочтительно стоянка у заправки или грузовая стоянка. Самое плохое что можно придумать встать прямо на трассе. Вы не фура и вас может снести такой же усталый дальнобойщик. Час-два сна и вы снова встрою. Безусловно, количество времени, требуемое для восстановления индивидуально, поэтому пробуйте, подбирайте. В крайнем случае – съехать с трассы в ближайший лесок, чтобы машину не было видно и погасить весь свет внешний и в салоне.
Заправки и кафе
Не оставляйте ценные вещи на видном месте, всю фото видео технику перемещайте назад. Ключи всегда с собой, желательно второй комплект так же у вас или штурмана. Много людей оставляют ключи на АЗС в замке зажигания. На мой взгляд, это приводит к двум последствиям: машина может уехать без вас и, второе, машина может закрыться без вас за счет сбоев центрального замка или сигналки. Питание в кафе – только там, где стоят дальнобойщики либо много машин и то, это не 100% гарантия от пищевых отравлений.
Вещи с собой
Наличие запаса еды, воды и средств приготовления пищи. Стандартный набор туриста, который позволит прожить пару дней на природе не занимает много места, и может очень пригодиться в случае непредвиденной ситуации с машиной вдали от города.
Если температура возможна ночью ниже плюс 20 градусов – комплект теплых вещей необходим. В дороге может случиться что угодно, и замерзнуть можно даже летом.
Аптечка, как минимум должна содержать кровоостанавливающие материалы, антисептики, средства для кишечно-желудочного тракта, средства от отравлений, средства от головной боли, средства от ОРВ, перевязочный материал. Этого хватит чтобы добраться в удовлетворительном состоянии до стационарной больницы.
Безопасность вне трассы
Аспекты вне трассы следующие: движение, лагерь, радиальные выходы
По движению
Для меня это один из сложных моментов, поскольку огромного опыта бездорожья нет в наличии. Самое главное, что могу сказать – целесообразность. Взвешивайте последствия решения ехать напролом и рубиться до точки со стоимостью и возможностью эвакуации и последующего ремонта. Путешествия – это активный отдых, а не героическое преодоление всех препятствий. Особенно это актуально если с вами дети. Считаю разумным вернуться из колеи в начале грозы, чем сутки доставать себя потом из месива, в которое превратится колея через 20 минут.
Лагерь
Расположение на дневки стоит выбирать исходя из следующих критериев: удаленность от населенного пунктов и возможных мест стоянки местных любителей отдыха на природе. Стоит учесть возможность проезда на легковом транспорте. Это спасет вас от нежданного визита вышеуказанных лиц в самый неподходящий момент. Размещать машину стоит таким образом, чтобы сел и поехал даже, жертвуя вещами, которые окажутся оставленными. Водительское сиденье всегда свободно и нет вещей у педалей. На ночь да и лучше днем тоже особо не оставлять еду на столе и тщательно убирать все объедки и остатки чтобы не привлекать крупных хищников. Неплохая привычка закрывать машину на ЦЗ если вы отходите от нее дальше 10 метров, даже в лесу. Даже если никого нет. Основные проблемы приносит человек, не зверь. Наличие аптечки в машине обязательно. Ваш Доступ к оружию на ваше усмотрение, одиночные выезды считаю недопустимыми без этого пункта. Наличие воды. Запас питьевой воды порядка 10 л на человека в день минимум.
Радиальные выходы
Обязательно брать с собой – вода, аптечка, навигация, компас, запас еды. На радиальные прогулки или походы стоит выходить если есть уверенность, что с машиной ничего не случится. По маршруту вы должны иметь четкое представление о длительности и продолжительности.Сколько вы будете идти и как долго – это критично. Не рассчитав силы начнете уставать и повышается вероятность получения травм.
Общение с местными жителями
Вы им не друг и не враг, вы человек, который приехал на хорошей машине и у вас есть много интересного в салоне. Дальше – это вопрос воспитания и духовного уровня человека.
Будьте вежливы и относитесь с уважением, без заискивания и командно-приказного тона. Личный опыт показывает, что при должной осторожности инциденты не происходят. Мы не играем в разведчиков, а для местных лучше будет не знать, где вы встанете лагерем. Меньше контактов – меньше потенциального риска получить ночной визит. В случае выяснения дорожной обстановки по просекам или достопримечательностям обращайтесь к тем людям, кто вызывает доверие и слушайте внимательно, что вам сообщат. Особенно в части проходимости дорог, кто, когда и на чем последний раз там ездил – это очень упростит дальнейшие передвижения.
Так же не пылите, часто летом вижу ситуацию, когда приезжают путешественники и отчаянно пылят по дороге у домов. Это ни к чему. Уважайте других людей. Для собственной безопасности в кошельке не держите крупные купюры, да и вообще меньше показывайте свои материальные ценности.
Запчасти
Брать или не брать запчасти – вопрос философский. Необходимый минимум того, что может ломаться и выходить из строя вы по опыту эксплуатации своего автомобиля и соответствующим форумам должны представлять. Какое это имеет отношение к безопасности спросите вы? И будете правы. Ответ – косвенное. Напрямую наличие запчастей и навыков ремонта на безопасность путешествия не влияет, косвенно же: сидеть в горах с заглохшей машиной при ливне или снегопаде из-за перегоревшего предохранителя или же отказавшего стартера – это достаточно грустно.
Связь
По связи очень хорошим вариантом будет сообщать ежедневно 2-3 раза в день, где вы находитесь родственникам или друзьям. Поскольку далеко не везде есть мобильное покрытие, отличным подспорьем будет спутниковый трекер или того более спутниковый телефон. Регистрация в МЧС, на мой взгляд, в настоящее время это экзотика и больше присуща спортивным выездам и выходам.
Что сделать перед отъездом?
Итак, что стоит сделать перед тем, как отправиться в самостоятельное автомобильное путешествие по России или за границу?
- Пройти техосмотр, заменить масло, фильтры, изношенные детали — в общем, все проверить и привести автомобиль в наилучшее состояние.
- Экипировать, оборудовать машину всем необходимым. Если собираетесь ездить по бездорожью, стоит поставить защиты топливных баков, защиту рулевой тяги и раздатки. Оборудовать спальное место, если планируются ночевки в машине. Организовать хранение вещей (их в большом путешествии набирается много — нужно все грамотно уложить).
- Продумать питание и сформировать запас еды и воды. Всегда лучше иметь что-то съестное как для перекуса в пути, так и запас на черный день (точнее — несколько дней).
- Продумать маршрут и места ночевок. Посчитайте, какое расстояние вы будете проезжать в день, и, исходя из этого, решите, где будете ночевать, чтобы не оказаться ночью в чистом поле. Это вопрос безопасности и спокойствия.
- Узнайте о работе сотовой связи и наличия доступа к интернету по маршруту поездки и в точке назначения.
Что взять в путешествие на машине?
Обязательный набор автомобилиста.
Расширенная туристическая аптечка, огнетушитель, компрессор, домкрат, набор инструментов, запаска, трос, пусковые провода. У меня также имеются: лопата, сапоги резиновые, топор, пила, доски для домкрата, тряпки, воронки, омывайка, антифриз, тормозная жидкость, перчатки, канистра с запасом воды, веревки, резинки багажные с крюками, набор предохранителей, хомуты.
Электроника. Инвертор (преобразователь напряжения в 220 вольт). Очень важная вещь в путешествии! Дает возможность заряжать технику и подключать любые не слишком мощные электроприборы. Захватите и запасные предохранители к нему. Также очень пригодятся: навигатор, видеорегистратор, антирадар, телефоны с GPS, полезными приложениями для путешествий и картами (OSM, Яндекс, Google). Прочая электроника: ноутбук, фотоаппарат, плеер, usb-колонки (с ними удобно смотреть кино по вечерам, слушать музыку в номере гостиницы). Сим-карты разных (лучше всех) операторов.
Походный быт. Влажные салфетки, бумажные салфетки, дождевик, спальники, палатка, коврики туристические, простыня, подушки, наволочки, полотенца, плед, мешки для мусора, стулья походные раскладные, стол раскладной (подумайте, насколько он нужен, так как занимает много места), термосумка, туалетная бумага, мыло, шампунь, средства личной гигиены, спички, зажигалки, фонарик и батарейки, фумигаторы и спреи от насекомых, спирт или хлоргексидин для дезинфекции.
Приготовление и прием пищи. Газовая горелка и баллоны, котелки, сковорода, столовые приборы, кружки, термос, контейнеры, штопор, консервный нож, ножи, маленький походный чайник или кипятильник, гейзерная кофеварка или турка, доска разделочная, губки для мытья, моющее средство, мангал, шампура.
Питание. Каждый сам формирует свои запасы съестного, я перечислю лишь основное. Соль, сахар, чай, кофе, подсолнечное масло, орехи и мюсли для перекуса в пути. Чем можно питаться в путешествии? Подходящие продукты, на мой взгляд: крупы, макароны, консервы мясные, овощные и рыбные, кус-кус (очень рекомендую), хлебцы или сухари. Приличный запас питьевой воды — обязательно!
Наличные деньги разного достоинства, особенно мелкие (50, 100). Далеко от крупных городов не расплатишься картой, а банкомат не всегда найдешь (например, мы как-то в Марокко в крошечном совершенно нетуристическом поселке в пустыне Сахара оказались без налички в местной валюте, пришлось искать желающих обменяться). Путешествуя самостоятельно по России на автомобиле, всегда есть вероятность сломаться, и тогда нужно будет прибегнуть к чьей-то помощи — наличка пригодится.
Одежда. Отправляясь в дальнюю поездку на машине, продумайте этот вопрос как следует. Подбирайте одежду и обувь, исходя из маршрута и сезона. Если будете ночевать в палатке или машине, позаботьтесь о наличии теплой одежды (например, мы на Кавказе в сентябре-октябре сильно мерзли по ночам). Термобелье и одежда из флиса никогда не будут лишними. Подберите оптимальную обувь разного вида: что-то легкое (шлепки, сандалии), непромокаемое (сапоги, ботинки), повседневная обувь для города или природы. Могу порекомендовать трейловые (для бега по пересеченной местности) кроссовки Asics — это прекрасная обувь! В этих чудо-кроссовках мы в день проходили в горах свыше 20 км с набором высоты более километра, и в −20°С не мерзли, и в +30°С в них ноги не варятся, да и ехать за рулем по 15 часов в день в них удобно.
Безопасность в поездке
Советы по безопасности от опытных автопутешественников, которые стоит взять на заметку:
- Продумайте безопасность ночевки. Лучше спать в машине. Все ценные вещи тоже должны находиться внутри. Водительское сидение не складывайте и оставляйте свободным, чтобы иметь возможность быстро сесть за руль и уехать. Нос машины не должен упираться в препятствие (дерево, овраг, водоем и прочее).
- Держите под рукой средства самообороны. Например, перцовый баллончик. Опытные путешественники рекомендуют иметь под рукой мощный фонарь или прожектор (чтобы ослепить неприятеля). В лицо агрессора также можно выстрелить каким-нибудь бытовым спреем (например, WD-40, стеклоочистителем и т. п.).
- Информируйте своих близких о том, где вы находитесь, останавливаясь на ночлег, а также во время пути.
- Узнайте и выпишите телефонные номера эвакуаторов и сервисных центров для вашего автомобиля в тех регионах, через которые вы будете проезжать.
- Следите за количеством топлива. Заблаговременно заправляйте полный бак. В идеале — возить канистру с бензином.
Вопросы безопасности, которые всегда следует продумывать любому путешественнику (не только автомобилисту):
- Деньги. Спрогнозируйте ВСЕ возможные финансовые трудности и найдите пути их решения. Стоит иметь несколько карт разных банков, хранить их в разных местах (то же касается и налички). Имейте резерв — сумму на непредвиденные расходы.
- Документы. Отсканируйте или сфотографируте свои документы, сохраните их на флеш-карте и храните при себе.